DOI: 10.24060/2076-3093-2023-13-2-119-124
Аннотация:Введение. Статья рассматривает проблематику эмоционального выгорания врачей онкологических отделений. Профессия врача относится к профессиям социономического типа, деятельность врача проходит в условиях повышенных социопсихологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением.
Актуальность исследования обусловлена постоянством психоэмоциональных проблем, которые возникают в процессе профессиональной деятельности врачей-онкологов.
Цель работы заключается в изучении теоретических положений по проблеме профессионального выгорания и проведении опытно-экспериментальной оценки профессионального выгорания врачей-онкологов, в разработке содержания и в определении основных путей профилактической работы, способствующей снижению симптомов эмоционального выгорания врачей-онкологов.
Материалы и методы. Проведено опытно-экспериментальное исследование эмоционального выгорания врачей-онкологов. Изучена диагностика уровня эмоционального выгорания. Эмпирическое исследование было проведено на основе опросника «Метод анализа уровня эмоционального выгорания» (автор методики В. В. Бойко). Выборку исследования составили 50 врачей-онкологов.
Результаты и обсуждение. В группе врачей-онкологов со сформировавшимся эмоциональным выгоранием обнаружено, что в стадии напряжения весьма выражен синдром «переживание психотравмирующих обстоятельств» (24,58 %). Он показывает превентивную реакцию на аспекты, влияющие на формирование эмоционального выгорания: «эмоциональное реагирование» (24,6 %), «редукция профессиональных обязанностей» (31,66 %), характеризующие
собой методы психической поддержки; в стадии перенапряжения главными симптомами рассматриваются «эмоциональный дефицит» (25,33 %), «эмоциональная отстраненность» (28,12 %), отображающий положение парасимпатической системы. Выявлено, что для специалистов данного звена работа с группой тяжелобольных пациентов требует высокого уровня профессиональной компетентности ввиду повышенной ответственности и постоянных эмоциональных нагрузок.
Заключение. Результаты проведенного исследования подтверждают наличие ведущих симптомов в процессе формирования эмоционального выгорания. С целью предупреждения развития данного синдрома предлагаем внедрять в медицинской организации программы психологического тренинга на различную тематику с целью минимизации профессионального выгорания и развития мягких навыков, в том числе процесса саморегуляции в коммуникации.
Права: CC BY 4.0
DOI: 10.24060/2076-3093-2023-13-2-119-124
Abstract:Introduction. The present paper considers the issue of emotional burnout among doctors of oncology departments. The profession of a doctor refers to so-called socionomic professions, which are associated with higher socio-psychological requirements as well as mental and psycho-emotional stress.
The relevance of the study stems from the persistent psycho-emotional problems that arise in the process of professional activity of oncologists.
Aim. To study theoretical aspects of professional burnout, to carry out experimental evaluation of professional burnout among oncologists and to develop the preventive measures contributing to reduction in symptoms of emotional burnout in oncologists.
Materials and methods. The author conducted an experimental study of the emotional burnout among oncologists and explored the diagnostics aspects of emotional burnout. The experiment was carried out by means of the questionnaire “Diagnostics of the level of emotional burnout” (V. V. Boyko). The study sample consisted of 50 oncologists.
Results and discussion. The author revealed that the symptom “experiencing psychotraumatic circumstances” is highly expressed at the stress stage in the group of oncologists with developed emotional burnout (24, 58). The symptom shows preventive reaction to the influencing aspects for emotional burnout: “emotional response” (24, 6), “reduced job performance” (31, 66), characterizing the methods of mental support; the “emotional defi cit” (25, 33), “emotional detachment” (28,12), reflecting the state of parasympathetic nervous system, are considered as the main symptom at the overstrain stage. It was found that the work with critically ill patients demands high level of professional competence, considering the increased responsibility and constant emotional stress.
Conclusion. The results of the study confi rm the presence of leading symptoms in developing emotional burnout. In order to prevent the development of emotional burnout syndrome, the author proposes to introduce psychological training programs on various topics in medical institutions to minimize professional burnout and to develop soft skills, including self-regulation in communication.
Права: CC BY 4.0