Дата публикации: 2020
DOI: 10.17513/spno.29821
Аннотация:В период обучения в вузе ряд физиологических систем студентов переходит на непривычный уровень функционирования, испытывая большое напряжение вследствие высокой интенсивности учебного процесса и хронического психоэмоционального стресса. Важнейшей физиологической системой, определяющей умственную и физическую работоспособность организма при адаптации к учебной деятельности, является кардио-респираторная система. В настоящей работе показано, что состояние эмоционального напряжения у студентов в период зачетной сессии сопровождалось увеличением тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, которое отражалось на показателях гемодинамики и внешнего дыхания, а также изменяло адаптационные резервы кровообращения. Оценка показателей деятельности сердечно-сосудистой системы и внешнего дыхания у студентов при психоэмоциональном стрессе продемонстрировала усиление напряжения в деятельности аппарата кровообращения. Увеличение кардио-респираторного индекса на фоне роста тревожности сопровождалось снижением экономизации кровообращения, увеличением индекса напряжения миокарда, возрастанием дыхательных емкостей на вдохе и ослаблением толерантности к физической нагрузке. Согласно результатам факторного анализа, использованного для изучения взаимосвязей между рассматриваемыми признаками, при изменении психологического статуса студентов характер взаимосвязей существенно модифицировался. При эмоциональном равновесии студентов состояние сердечно-сосудистой системы и внешнего дыхания контролировалось относительно независимыми факторами, с которыми не связаны показатели физических возможностей организма и уровень тревожности. Психоэмоциональный стресс, судя по включению кардио-респираторного индекса в структуру фактора адаптационных и резервных возможностей аппарата кровообращения, способствует усилению роли сердечно-сосудистой системы в обеспечении физических возможностей организма.
Издатель: ООО "Издательский дом "Академия естествознания", Кубанский государственный медицинский университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Кемеровский государственный университет (Москва)
Тип: Article
УДК: 612.227.3:612.19612.227.3:612.19
Publication date: 2020
DOI: 10.17513/spno.29821
Abstract:Students feel chronic psychoemotional stress due to the high intensity of the educational process during the study process at the university. So their physiological systems increase to an unusual level of functioning. The cardiorespiratory system is the most important physiological system that determines the mental and physical performance of the body in adapting to educational activities. This article shows that the students' state of emotional tension during the exam period was accompanied by an increase in the tone of the sympathetic nervous system. In the present work, it was shown that the state of emotional stress in students during the exam period was accompanied by an increase in the tone of the sympathetic department of the autonomic nervous system, which was reflected in the hemodynamics and external respiration, as well as changing the adaptive reserves of blood circulation. Evaluation of indicators of the activity of the cardiovascular system and external respiration in students with psychoemotional stress demonstrated increased tension in the activity of the circulatory system. An increase in the cardio-respiratory index (CRIS) amid rising anxiety was accompanied by a decrease in blood circulation economization, an increase in the index of myocardial tension, an increase in respiratory capacity for inspiration, and a weakening of exercise tolerance. According to the results of factor analysis, the nature of relationships between the considered features was significantly modified when the psychological status of students changed. With the students' emotional balance, the state of CVS and external respiration was controlled by relatively independent factors, which are not associated with indicators of the body's physical capabilities and level of anxiety. Judging by the inclusion of CRIS in the structure of the factor of adaptive and reserve capabilities of the circulatory apparatus, psychoemotional stress contributes to the strengthening of the role of CVS in ensuring the physical capabilities of the body.
Издатель: ООО "Издательский дом "Академия естествознания", Кубанский государственный медицинский университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия, Кемеровский государственный университет (Москва)
Тип: Article
УДК: 612.227.3:612.19612.227.3:612.19